ХХ век глазами гения
 
 
Главная Новости
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Гостевая книга Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / Д. Хопкинс. «Дадаизм и сюрреализм. Очень краткое введение»

Коллаж против рисунка

Продолжая рассуждать о визуальном искусстве дадаизма и сюрреализма, имеет смысл обозначить еще несколько различий между движениями в подходах к художественной среде и технике. Основное отличие очевидно на примере Макса Эрнста, перекинувшего мостик между двумя движениями, и сделанного им перехода от дадаистского использования коллажа к характерному сюрреалистическому методу рисунка.

В 1921 году Эрнст по приглашению парижских дадаистов, знавших о его деятельности в Кёльне, провел выставку своих коллажей в галерее Au Sans Pareil в Париже. Для парижан она стала откровением. Если «Магнитные поля» Бретона и Супо предвосхитили текстовый сюрреализм, то эта выставка дала начало сюрреализму визуальному. Вскоре Эрнст присоединился к группе и стал создавать работы наподобие вышеупомянутых фроттажей в соответствии с их концепцией.

Что же особенного было в коллажах Эрнста? Коллаж к тому времени уже был весьма распространенной авангардисткой техникой. Пикассо и Брак помещали на свои картины кусочки линолеума, обоев и т. п. еще в 1912—1914 годах на так называемом «синтетическом» этапе развития кубизма, в основном затем, чтобы ввести в свои все более абстрактные работы тонкие намеки на реальный мир. Но Эрнст составлял свои коллажи из фрагментов различимых изображений, складывая вместе кусочки иллюстраций из энциклопедии, рекламных каталогов, книг по анатомии и из фотографий, чтобы создавать пугающие контрреальности. В работе 1921 года Santa Conversazione, к примеру, рисунки птиц и вырезки из анатомических диаграмм были объединены с фотографиями в полуиллюзионистском художественном пространстве. Отсылая названием работы к религиозной иконографии — а именно к традиционной теме Мадонны с Младенцем и святыми — в Santa Conversazione автор намекает на идею непорочного зачатия, изображая голубя, сидящего на чашеподобном «чреве» главной фигуры.

Переехав в Париж в самый разгар mouvement flou, Эрнст задумался о переводе коллажа на язык рисунка. В 1919 году на него большое впечатление произвели иллюстрации итальянского художника Джорджо де Кирико. В период с 1911 по 1915 год в Париже де Кирико создал «метафизический» стиль рисунка, в котором он изображал одинокие итальянские площади, поздним вечером утопающие в неземном свете, со статуями, отбрасывающими длинные, печальные тени. Стиль faux naif в котором де Кирико рисовал эти видения, применяя головокружительно перекошенную перспективу и старательно выделяя плоские формы жирными черными линиями, дал Эрнсту художественный язык, при помощи которого он мог дать новую жизнь фантастическим совмещениям в своих коллажах. Под влиянием де Кирико полуиллюзионистские намеки некоторых из его коллажей превратились в предвосхищения осязаемой психической вселенной. Серия картин, написанных Эрнстом между 1922 и 1924 годом, включая Oedipus Rex («Царь Эдип»), Of This Men Shall Know Nothing («Об этом люди не узнают») и Pietà («Пьета», см. рис. 4), стала краеугольным камнем изобразительного сюрреализма.

Можно, однако, утверждать, что дадаистский коллаж, будучи переведен на язык сюрреалистического рисунка, претерпел те же изменения, что и дадаистская случайность, совмещенная с автоматизмом. Коллажи, которые Эрнст сделал в Кёльне, отображали вселенную, враждебную любому человеческому контролю: даже системы идей и способы изображения, казалось, конфликтовали. Но когда Бретон писал о коллаже Эрнста для каталога выставки Au Sans Pareil 1921 года, то связал его технику с протосюрреалистской поэтикой, использовав свою любимую метафору вспышки, порожденной встречей двух реальностей, чтобы подчеркнуть созданные Эрнстом эффекты. Когда Эрнст, частично под патронажем Бретона, занялся своими полностью сюрреалистическими картинами в начале 1920-х, то вернулся к технике, объявленной дадаистами вне закона за ее связь с элитарностью и традицией, а именно, к масляной живописи.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2020 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru